ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТИВЫ
К настоящему времени химики исследовали более миллиона
различных соединений. Разумеется, в процессе обучения и дальнейшей
работы каждый химик непосредственно знакомится лишь с ничтожно малой
частью этих веществ. В данной книге мы ограничимся несколькими сотнями
соединений которые, однако, являются характерными представителями
самых различных классов. Большинство химических реактивов мы получим
самостоятельно из других веществ в результате присоединения, разложения
или иных превращений. Кроме того, к числу важнейших исходных реактивов
относятся отдельные вещества, с которыми мы встречаемся в повседневной
жизни. Например, в наших опытах мы используем соду, поваренную соль,
различные металлы, кусочки пластмассы, уксус, крахмал, сахар и даже
листья крапивы и капли крови. Приготовление этих веществ описано
в прописях соответствующих опытов и поэтому не нуждается в дополнительных
пояснениях.
Иначе обстоит дело с химическими реактивами в узком
смысле слова, т. е. с такими соединениями, которые можно приобрести
только в аптеках, аптекарских магазинах и магазинах химических реактивов.
Многие из них ядовиты или вызывают ожоги, что следует иметь в виду
уже при их покупке и хранении. Всего для выполнения описанных в
настоящей книге опытов понадобится около 100 реактивов этой группы.
Большинство из них легкодоступно. Мы рекомендуем читателям, если
они не работают в большом коллективе, объединиться с товарищами
и вместе направить общий заказ в магазин химических реактивов, расположенный
в крупном городе. Узнать адреса этих магазинов можно, обратившись
к учителю химии.
Те читатели, которые живут и учатся неподалеку от
крупного химического предприятия, могут найти там помощь и поддержку.
Кроме того, учтем, что все сто реактивов ни в коем
случае не понадобятся нам с самого начала все сразу. Напротив, безусловно
разумнее начать работать с маленьким основным набором реактивов
и оборудования, а потом постепенно пополнять его. К тому же большинство
этих реактивов понадобится только для одного или нескольких опытов.
Между тем многие читатели, хотя бы из-за недостатка времени, не
смогут выполнить абсолютно все опыты, описанные в книге.
Но ограниченный набор основных реактивов все-таки
незаменим. К ним относятся, в первую очередь, некоторые кислоты
и основания, о которых нам придется поговорить подробнее. Ввиду
токсичности этих веществ и их способности вызывать ожоги, следует
обратить особое внимание на правила их хранения и работы с ними.
Все химические реактивы, за исключением упомянутых
веществ, применяемых в быту, будем хранить в отдельном шкафчике.
Сделаем на нем отчетливую надпись: "Шкаф с химическими реактивами.
Осторожно-яды!" Шкафчик нужно держать запертым на ключ, чтобы дети
ни в коем случае не добрались до реактивов. Кроме того, реактивы
нельзя хранить в непосредственной близости от газовой плиты, рефлекторов,
печей и т. п., потому что некоторые органические жидкости, которые
мы, правда, будем применять лишь в малых количествах, огнеопасны.
Если реактивов мало, то можно расставить их либо
по группам (кислоты, основания, щелочи, органические вещества и
т. д.), либо в алфавитном порядке. При большом количестве реактивов
алфавитный порядок всегда предпочтительнее. Водный раствор аммиака
лучше всего хранить не в шкафу вместе с другими реактивами, а отдельно.
Дело в том, что аммиак при хранении его в одном шкафу с соляной
кислотой образует в воздухе хлористый аммоний, неприятный белый
налет которого постепенно покрывает все бутылки и банки.
О необходимости четких этикеток уже было сказано
раньше. Хранить реактивы без этикетки-все равно, что их выбрасывать.
тикетка должна содержать точное химическое название
вещества (например, гидроксид натрия), техническое название (едкий
натр) и формулу (NaOH). Кроме того, для ядовитых, едких или огнеопасных
веществ она должна содержать соответствующие предостережения
|